Дрессировка собаки
Обучение собаки команде "Барьер"
Прыжки всякого рода имеют, главным образом, воспитательное значение, укрепляют мышцы, развивая у собаки ловкость, смелость, решительность и гибкость движений. Кроме того, прыжки приучают и к преодолению различного рода непредвиденных препятствий в обстановке реальной работы.Техническими приспособлениями к этому приему являются: барьер (в виде забора), живая изгородь, канава, ров.
Барьер обычно состоит из двух штанг (высотою до 2,5 метров) на крепких брусьях в основании, лежащих на земле (чтобы при упоре лапами о доску, при прыжке, собака не опрокинула барьер). Кроме того, необходимо, чтобы барьер не шатался при ударе в него передними лапами собаки во время прыжка.
В обеих штангах прорезаны пазы, в которые и вставляются поперечные доски (желательно иметь их обрезанными "в четверть", чтобы при прыжке и сильном толчке лапами верхняя доска не отходила от следующей, так как в образовавшуюся щель возможно попадание задней лапы собаки). Ширина между штангами желательна в 4 аршина (при очень узких барьерах у собак замечается больше попыток обегать барьер).
Переходя к краткому техническому описанию приема, можно сказать, что существует целый ряд "подходов" для воспитания этого приема, но в основу всех их заложен инстинктивный прыжок собаки и связывание этого момента с командой.
Другими словами, дрессировщик просто должен подумать, какой возбудитель нужно дать собаке и на какой инстинкт нужно воздействовать. Что же явится лучшим возбудителем?
Можно, установив маленькую высоту (дабы она "не пугала" собаку) усадить собаку перед барьером и, перекинув поводок на другую сторону, перейти туда самому. А затем звать собаку вначале знакомым звуком "ко мне, барьер", а затем, после ряда повторений только "барьер", закрепить на этом звуке рефлекс на прыжок.
Можно, не переходя на другую сторону, бежать с собакой к барьеру и перепрыгивать самому, увлекая собаку, а после 3-4 раз, подбегая к барьеру, самому не прыгать, допуская только прыжок по инерции собаки, связывая такие моменты с командой. Наконец, можно, бросая через барьер, на глазах собаки, кость, вызывать этим и ее прыжок. Для собаки, любящей аппортировать, бросок апорта через барьер будет хорошим возбудителем; у собак же, работающих "на человека", хорошим возбудителем явится травля собаки по ту сторону барьера ("на злость").
Так или иначе, но прыжок, самый факт, будет воспитан, и в скором времени собака будет "знать", что звук "барьер" означает прыжок. Угрожающая команда, как и в каждой разработке, явится заставляющим фактором выполнения приема. Но здесь придется остановиться несколько подробнее.
Воспитывать прыжок надо на небольшой высоте, и собака на это обычно идет охотно. Коль скоро дрессировщик не испортит собаку частыми повторениями приема, и собака будет еще заинтересована в его выполнении, все будет хорошо, но, перейдя к повышению барьера (а это должно пойти, как только связь команды с действием будет установлена), дрессировщик встретится с затруднением, с некоторой боязнью высоты прыжка.
На маленьких барьерах собака обычно перелетает их, не касаясь ногами. После предела наступает момент боязни высоты. Вот здесь и должен дрессировщик придти на помощь собаке, приучив ее не стараться перелететь барьер, не касаясь ногами, а, наоборот, зацепившись передними лапами за верхнюю доску, как бы взбираться на барьер, подтягиваясь вверх.
Лучшим способом для этого можно указать так называемую "посадку" собаки на барьер, когда дрессировщик, приподняв собаку, поднимает ее вверх только настолько, чтобы она зацепилась передними лапами за верхнюю доску, и в то же время в повышенном, угрожающем тоне дает, уже знакомую команду "барьер". В таких случаях, слыша знакомую команду и неизбежный заставляющий фактор - интонацию, собака инстинктивно подтягивается вверх и перепрыгивает барьер (вернее перелезает и спрыгивает с него).
Здесь нужно указать, что у многих молодых дрессировщиков обычно заметна погоня за рекордом высоты; этот взгляд в корне неверен, ибо это для реальной работы и не нужно. А, в то же время, соскакивание с большой высоты вредно отражается на собаке, сотрясая ее организм (собака не так пружинит при прыжке, как кошка).
Заканчивая краткие заметки о барьере, безусловно, нужно предупредить о недопустимости сильных принуждений при прыжках через большую высоту. За долгие годы практики мне нередко приходилось наблюдать, как стоящий по другую сторону высокого барьера дрессировщик, имея перекинутый поводок, резкими угрожающими интонациями и рывками поводка вызывает собаку к прыжку, причем собака, делая первый прыжок, сорвалась и стоит почти вплотную к барьеру (сорвавшаяся собака почти никогда не отбегает назад для разбега).
При таком положении состояние собаки является безвыходным - угрожающий зов и рывок дрессировщика, с одной стороны, и безусловная невозможность выполнения прыжка - с другой. Результатом таких действий является страх перед барьером и общий отказ от прыжка.
Итак, безразлично, каким возбудителем воспользуется дрессировщик, вызывая прыжок, бросает ли он апорт или кость, будет ли прыгать сам, увлекая к прыжку и собаку, использует ли инстинкт преследования и гнева, - построение приема основано на установке условного рефлекса. Причем, одним составным элементом является влияние природного инстинкта, а другим - команда. Прыжки через живую изгородь, канаву, ров с водой строятся по этой же схеме. Чрезвычайно полезно приучать собаку к прыжкам еще в щёнячьем возрасте, когда они в игре встречаются с искусственно созданными препятствиями.